главная

Аналитическая справка

Аналитическая справка

Формирование навыков исследовательской
и проектно – аналитической деятельности учащихся средствами урочной и внеурочной работы



Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Бакырчинской средней общеобразовательной школы
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Садриев Ильфат Даулятович







«Как никто не может дать другому того, чего
не имеет сам, так и не может развить, образовывать
и воспитывать других тот, кто не является сам
развитым, воспитанным и образованным. Он лишь
до тех пор способен на самом деле воспитывать,
пока сам работает над собственным воспитанием».
А. Дистерверг


Одним из важнейших направлений развития современной школы является повышение качества учебно – воспитательного процесса и, следовательно, урока. Именно урок – то место, где осуществляются основные процессы обучения, воспитания и развития учащегося.
Какие бы изменения не происходили в школе: менялся тип школы, усложнялись учебные программы, внедрялись новые технологии обучения – урок пока остаётся основной организационной формой обучения, и суть школы – в уроке, в его результативности.
История и обществознание, как и любой школьный предмет, имеют свои цели обучения, при определении которых следует исходить, прежде всего, из интересов личности школьника, её развития.
Важнейшая специфическая функция обучения истории – это функция социальной памяти. Она делает человека гражданином именно этой страны, последователем её традиций и обычаев. В ходе обучения истории формируется историческое мышление личности, её историческое сознание.
Фактический материал, в зависимости от возраста учащихся, Садриев И.Д. изучает как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. На своих уроках Садриев И.Д. всё большее внимание уделяет проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, формированию у них приёмов работы, умений и навыков. В своей работе он также использует рекомендации Специалистов Института содержания и методов обучения Н.Г. Дайри, И.Я. Лернера, которые поднимают вопросы о проблемности обучения и развития исторического мышления учащихся и в связи с этим о месте и роли познавательных задач. Важнейшей целью процесса обучения становится развитие личности ученика.
В современной школе учитель получает большую свободу действий в процессе обучения, он имеет возможность учитывать индивидуальные способности, возможности, запросы и интересы школьников. Индивидуальные возможности важно своевременно выявлять и применять в практической деятельности. Положительную мотивацию учеников Садриева И.Д. в обучении вызывают положительные эмоции, общий устойчивый положительный настрой на уроках и внеклассных мероприятиях, повышают адекватную самооценку ученика, уверенность в своих возможностях, утверждают активную позицию в деятельности.
Существуют три основных фактора, влияющих на интерес ученика к предмету:
• содержание исторического материала,
• методы, приёмы, средства его подачи
• межличностные отношения учителя и учащихся.
Садриев И.Д. обращает большое внимание на все три фактора. Тщательно готовится к урокам, выделяет наиболее важные вопросы и периоды истории. Преподавание истории ведётся по учебникам А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной, обществознание - по учебникам А.И.Кравченко, Л.Н.Боголюбова, однако используется другие учебники и дополнительные источники информации. В процессе обучения ученики Садриева И.Д. овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, явление, событие, процесс. Выявляют сущность событий, проводят их сравнение.
Развитию способностей учащихся способствуют и разные виды активности, технологии обучения – это:
1. моделирование или игровая деятельность
2. коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность
3. изучение источников или исследовательская деятельность.
Творческая исследовательская деятельность учеников также представлена в различных формах – это практические занятия, проблемно – лабораторные уроки, исследовательские уроки с докладами, работа с рефератами и иными творческими работами. Важнейшим моментом становится интерпретация исторических фактов и событий. Развиваются навыки аргументированных оценочных суждений.
Во внеурочной работе Садриев И.Д. основной целью ставит углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы ученики приобретают умения работать с книгой и справочной литературой, с Интернетом, реферировать и рецензировать, вести поисково-исследовательскую и проектно - аналитическую работу.
Учитель использует и другие виды внеклассной работы:
1. кружковая работа, музейное дело
2. олимпиады
3. конкурсы и викторины
4. экскурсионная деятельность и др.
Участие учащихся в разнообразных формах внеурочной деятельности по истории способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, формированию базовой компетенции, необходимых для социализации личности.


1.Позитивная динамика достижений обучающихся
за последние три года.
Большое внимание в своей педагогической деятельности Садриев И.Д. обращает на личностно – ориентированный подход в обучении истории и обществознания. Для развития интереса учащихся к предмету, для творческого развития учеников применяются новые педагогические технологии, регулярно и систематически изучаются вопросы методики, педагогики и психологии, возрастные и психологические особенности детей, проводится тренинговые занятия.
Своим педагогическим кредо учитель считает уважение мнения ученика, его интересов, сотрудничество с ним. На уроках истории и обществознания поддерживает интерес ученика к предмету, желание получать новые знания, причём не только в готовом виде, а в результате поисковой деятельности.
В течение 5 лет работает над методической темой: «Формирование у школьников чувства гражданственности и патриотизма, национальной гордости и интереса к истории средствами поисково-исследовательской деятельности».
Для реализации этой методической темы используются традиционные учебные программы на основе государственного стандарта общего образования, программы экспериментального профильного обучения. Использует в своей работе и международную программу «Мозаика культур» по воспитанию толерантной личности в условиях полкультурности Татарстана, программу «Мой выбор» по формированию культа здорового образа жизни.
Развитие интереса к истории, исторического мышления Ильфат Даулятович начинает с самых первого уроков. Он убежден, что большую роль в привитии интереса к истории играет самый первый урок в 5 классе, т.к. именно на нём нужно так подать материал, заинтересовать ученика, даже «влюбить» его в предмет, в себя. Тщательно готовится к этому первому уроку, продумывает все этапы, все задания, потому что если пятикласснику запомнится этот урок, если у него появится желание изучать этот новый предмет – это будет первая, но самая важная победа учителя. Впереди ещё семь лет изучения истории, но именно первый урок связывает учителя и его ученика невидимыми нитями сотрудничества.
Качество обучения доказывают и результаты итоговой аттестации её выпускников.
Использование им метода коллективного способа обучения истории и обществознание направлено на формирование мышления учащихся, что позволило достичь высокой успеваемости школьников: успеваемость учащихся за последние годы составляет 100%, а качество знаний в среднем – 72%. Результатом высокого профессионализма учителя можно считать то, что многие его ученики поступает в вузы города Республики Татарстан.
Большое внимание на уроках истории и обществознания Ильфат Даулятович уделяет выполнению творческих заданий, решению проблемных задач, конструированию ситуаций и т.п.
Так, в 5 классе, изучая тему «Жизнь первобытных людей», даёт задание сделать глиняный горшочек, закалить его в огне. Вместе с родителями ребята трудятся, выполняя задание, однако далеко не у всех горшочек получается: у многих он просто раскалывается, трескается. И так в ходе практической работы ученики делают несколько выводов:
1. не всякая глина подходит для гончарного дела
2. следовательно, нужно искать такие места, где есть подходящая глина
3. хорошая глина чаще бывает на берегах рек, озёр и т.д.
Даже отрицательный результат - это результат, и ученики понимают, что человечество путём проб и ошибок осваивало окружающий его мир. Такие задания активизируют мыслительную деятельность ученика, развивают его память, воображение.
Чем старше становятся ученики, тем разнообразнее становятся виды деятельности, применяемые на уроках и во внеурочной работе. Это повышает успеваемость, качество знаний учащихся. Задания даются с учётом интересов детей и их способностей. Поддерживать интерес к учению помогают новые педагогические технологии, компьютерные, мультимедийные средства обучения. Современные дети рано и легко овладевают компьютером и, чтобы не отстать от них, Ильфат Даулятович тоже научился работать на компьютере, составлять интерактивные презентации по изучаемым темам и использовать их на уроках. Анимация, звук, широкие возможности тестирования знаний учащихся повышают качество обучения, история и обществознание, становятся одними из любимых предметов учащихся.
Интерес и желание изучать предмет поддерживаются при помощи организации предметных олимпиад, где ученики могут проверить свои знания. В отличие от других школьных дисциплин, обществоведческие олимпиады состоят из ряда разнообразных предметов: это и экономика, и право, и ЗППП, и история, и обществознание. Несмотря на широкий круг предметов, ученики с желанием участвуют в школьных олимпиадах.
В 2005 – 2006 учебном году для проведения школьных олимпиад Ильфат Даулятович на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла предложил провести компьютерное тестирование: используя программу Tester, составил тестирование по всем предметам обществоведческого цикла. Новая форма организации олимпиад вызвала большой интерес учащихся. Число желающих принять участие и проверить свои знания увеличилось в сравнении с прошлым годом. Ученики 9 и 10 классов, в которых он учит, показали хорошие результаты по всем предметам и продолжили участие в олимпиадах районного и зонального уровня. Индивидуальная работа с учениками, творческие задания, развитие мыслительной активности учеников позволяют его ученикам в течение нескольких лет занимать хорошие места на олимпиадах.
Ученик должен постоянно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает это осуществлять внеурочная деятельность по преподаваемым предметам, осуществляемая под руководством педагога либо в сотрудничестве с ним.
Во внеурочное время Садриев И.Д., ведет большую краеведческую работу с учениками. Он является руководителем краеведческого музея Бакырчинской средней школы. При музее действует кружок краеведения. Большое место в работе Садриева И.Д. занимает краеведение. В течение 5лет работает над созданием школьного музея, в котором представлены уникальные экспонаты, богатейший архивный и фактический материал об
истории Бакырчинской школы, о выпускниках и учителях школы. Школьный музей занимает достойное место в системе воспитательной работы, формирует патриотические и гражданские качества подрастающего поколения. Через кружковую работу привлекает учащихся к изучению истории родного края, школы. На занятиях кружка «Юных краеведов» вместе с детьми ведёт поисково-исследовательскую работу. Чем дальше в историю уходят грозные военные события, тем дороже становятся предметы, напоминающие о Великой Отечественной войне. Большая работа была проведена в честь 60-летию Великой Победы. Так, например, была собрана большая база информаций об односельчанах, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Были обновлены и экспозиционные стенды, и альбом истории школы. В 2005 году совет музея организовал встречу ветеранов с учениками школы.
Многие ученики, особенно 9-10 классов, охвачены исследовательской работой школьного краеведческого музея. Все последние годы музей не прекращал своих поисковых исследований. Очень важно, что к поиску были частично привлечены и родители учащихся. На занятиях секции музея дети учатся работать с документами, оформлять витрины, проводить экскурсии для учащихся своей школы и гостей. Ученики, работающие в секции краеведческого музея, имеют лучшую успеваемость по истории, социально активны, с чувством гражданской ответственности.
Экспозиция регулярно обновляются, есть открытые экспозиции. Детям разрешается потрогать вещи, подержать в руках. В музее проводятся разнообразные игры и викторины. В практике школьного музея сложились следующие виды работ:
- учебная экскурсия в музеи,
- урок- экскурсия в музее,
- использование музейных предметов учащимся в качестве наглядных пособий на уроке,
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя,
-подготовка докладов и сообщений учащимся для подготовки к урокам истории.
Его учащиеся, любители краеведения, участвуют в районных и республиканских поисково-исследовательских и творческих конкурсах.
Так, ученица 11 класса Гарифуллина Ландыш под руководством Ильфата Даулятовича написала исследовательскую работу о ветеране Великой Отечественной войны и участника парада Победы и направила её на Республиканский конкурс «Моя малая Родина», по номинации «История» посвящённой 60- летию Победы в Великой Отечественной войне. По итогам конкурса работа Ландыш награждена Дипломом МО и Н РТ.
Используя архивные материалы школьного музея, члены кружка под руководством учителя истории написали ряд исследовательских работ, которые были направлены на республиканские и Всероссийские конкурсы:


1. в 2005 году ученик 9 класса Гарифуллин Марат выполнил работу, которая заняла 1 место на Республиканском конкурсе «Война в судьбе нашей семьи» и была награждена ценными подарками.
2. в 2006 году Миннуллина Лейля, ученица 10 класса выполнила конкурсную работу на тему «Малый уголок великой России» в номинации «История». Работа получила высокую оценку районного конкурса и была награждена Грамотой начальника районного отдела образования.
3. в 2006 году ученица 10 класса Билалова Гузель приняла участие в районном конкурсе «Семейная реликвия», выполнив исследовательскую работу и заняла 3 место.
4. в 2006 году ученица 10 класса Сагдиева Фанзия приняла участие во Всероссийском конкурсе «Первые шаги». Её исследовательская работа награждена Дипломом II степени.
Исторические вечера, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, посещение музеев, поисковая работа, участие в различных республиканских конкурсах – это только ча

Hosted by uCoz